Прием в школу

Основная образовательная программа «Школы будущего первоклассника» (на 2019-2020учебный год)

03.09.2019

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района РД

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

«Школы будущего первоклассника»

(на 2019-2020учебный год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Рыбалко

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по - настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом  школьные, но еще детские отношения.

 

Школа развития детей 6-7 летнего возраста открыта на основании

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Конвенции о правах ребенка,
  • Устава школы и лицензии на право ведения образовательной деятельности.
  • В деятельности по организации «Школы будущего первоклассника» общеобразовательная организация руководствуется «Правилами оказания образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования».

 «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую общеобразовательной организацией в помощь родителям (законным представителям) детей 6–7 летнего возраста.

Нормативный срок освоения программы школы развития: с октября  по апрель 2019-2020 учебного года 1 раз в неделю с18.00 до 19.40

Содержание образовательного процесса в ШБП определяется тематическими планами, разработанными педагогами общеобразовательной организации.

Обучение в ШБП строится на педагогически-обоснованном выборе учителем технологий, средств, форм, методик и методов обучения, способствующих формированию интеллекта, общеучебных навыков и ориентированных на развитие обучающихся, имеющих нарушения зрения.

 

 

 

Цели обучения в «Школе будущего первоклассника»:

 

·         создать условия для формирования предпосылок к овладению универсальными учебными действиями (УУД) у будущих первоклассников

 

·         обеспечить преемственность программ дошкольного и начального школьного образования;
 

·         способствовать развитию эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников;

 

·         способствовать развитию познавательной активности и потенциальных возможностей детей;

 

 

·          способствовать профилактике дезадаптации.

 

Задачи программы «Школа будущего первоклассника»:

 

Исходя из «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы» программа «Школы будущего первоклассника» предусматривает решение следующих задач:

 

  • создание максимально благоприятных условий для развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
  • способствовать формированию готовности к обучению в школе.
  • расширить знания по основным образовательным областям:

- «Социализация» (развитие игровой деятельности, развитие социальных представлений, нормах взаимоотношений);

- «Познание» (развитие сенсорной культуры, развитие кругозора и познавательной деятельности, развитие математических представлений);

- «Коммуникация» (развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к обучению грамоте);

- «Художественное творчество» (развитие детского художественного творчества).

 

Принципы организации занятий по подготовке детей к обучению в «Школе будущего первоклассника» 

  • принцип адаптивности – помощь в адаптации к условиям обучения;
  • принцип развития – создание для каждого ребенка условий для максимального развития его интеллекта, мышления, способностей и личности в целом;
  • принцип психологической комфортности – создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;
  • принцип сообразности мира – представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
  • принцип систематичности – школьное образование должно быть логичным продолжением дошкольного и ступенькой на пути к высшему;
  • принцип смыслового отношения к миру – выработка у детей в процессе обучения не только конкретных знаний, но и положительного отношения к этим знаниям, осознания их необходимости и важности;
  • принцип обучения деятельности – выработка у детей осознания того, что деятельность невозможна без умения ставить цель, контролировать, оценивать свои и чужие действия;
  • принцип креативности – развитие у детей способности выходить за пределы стандартного набора знаний, умений, навыков, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельное решение.

 

Внешние ориентиры результативности обучения в «Школе будущего первоклассника»:

  • различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить фонематический анализ слов, составлять предложения;
  • ориентироваться в пространстве, узнавать и называть геометрические фигуры, отсчитывать определенное количество предметов по образцу;
  • уметь пересказывать рассказы и сказки, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин;
  • пользоваться краткой и распространенной формами ответа, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;
  • раскладывать картинки по группам, составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку, считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • вместе решать учебные задачи, сопереживать успехам и неудачам товарищей;
  • внимательно слушать на занятиях, действовать по предложенному педагогом плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу;
  • отличать живое от неживого, последовательно и вразнобой называть времена года, суток, зимние, летние, весенние, осенние месяцы, диких и домашних животных, отличительные признаки насекомых и птиц, узнавать некоторые породы деревьев, виды цветов;
  • правильно держать карандаш и кисть при рисовании, знать основные цвета, закрашивать рисунок, не выходя за пределы контура, правильно располагать рисунок на листе, организовывать свое рабочее место;
  • составлять декоративную аппликацию, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, составлять несложные композиции на листе

Организация учебно-воспитательного процесса

Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе личного заявления родителей (законных представителей) и подписания договора «Об обучении по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника».

Занятия проводятся 1 раз в неделю (3 занятия по 30 минут с 10-мин. перерывами). Наполняемость групп 10 - 15 человек.

Занятия по программам ШБП проводятся в учебных помещениях педагогическими работниками образовательного учреждения.

Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным заместителем директора по учебной работе.

В школе развития используется только качественная оценка усвоения обучающимся образовательной программы.

Детям, обучающимся в ШБП, предлагаются следующие учебно-развивающие занятия:

  • развитие речи и подготовка к обучению грамоте;
  • подготовка руки к письму;
  • математика и логика;
  • ознакомление с окружающим миром;

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Программа «Школы будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых результатов:

  • личностных;
  • метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • предметных.
  • Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
  • иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и различать буквы русского алфавита;
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:

  • продолжать заданную закономерность;
  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • вести счет предметов в пределах 10;
  • соотносить число предметов и цифру;
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
  • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

 

Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе (системно-деятельностный подход)

 

Общая схема организации занятия (30 мин)

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (5 мин).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

  • понимать, что от него требуется в игре;
  • определить, может он играть в эту игру или не может;
  • определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2.Затруднение в игровой ситуации (3 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3.Открытие нового знания или умения (8 мин).

Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4. Динамическая пауза (3 мин)

5. Воспроизведение нового в типовой ситуации (6 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

6. Повторение и развивающие задания (3 мин).

7. Итог занятия (2 мин).

Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.

Творческие работы и достижения детей отслеживаются в течение учебного года и накапливаются в портфолио ребенка.

Педагогами «Школы Будущего первоклассника» проводится диагностика в начале и в конце учебного процесса. Обработанная информация доводится до сведения родителей на собраниях и индивидуальных консультациях.

Краткая характеристика основных предметных областей программы

В работе «Школы Будущего первоклассника»  используются программы «Весёлая математика» (УМК «Планета знаний» и авторской программы Коркуновой Р.И. «Нулевичок»). «Абвгдейка» (УМК «Планета знаний» и авторской программы Журовой Л.Е. «Азбука для дошкольников»). «Проворные пальчики» (УМК «Планета знаний» и авторской программы Зубарёвой М.А. «Проворные пальчики»).

 

Подготовка к чтению и письму.

1. Чтение Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный; 2) речедвигательный; 3) речеслуховой; 4) смысловой. Учитывая эти особенности процесса чтения, содержание данного курса направлено на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:

·         развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта);

·         развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков, характеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мягкий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, выделение ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и индивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; работа с рифмами;

·         знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);

·         обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.

Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения чтению.

Используется позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на последующую букву. При этом важной задачей является дифференциация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой мягких и твёрдых согласных фонем.

2. Письмо Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений. Процесс письма – это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:

·         повышение уровня наглядно-образного мышления детей;

·         совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;

·         умение ориентироваться в пространстве листа;

·         укрепление руки;

·         улучшение координации движений;

·         знакомство с гигиеническими правилами письма;

·         формирование зрительно-двигательного образа буквы (конструирование буквы из различных материалов, письмо печатных букв, письмо слов).

3. Общее развитие детей Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:

·         развитие познавательных процессов;

·         умение работать по инструкции;

·         умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

·         умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;

·         развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез)

·         развитие логического мышления;

·         развитие любознательности.

4. Формирование представлений:

·         виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);

·         алфавит;

·         гласные и согласные звуки;

·         ударение;

·         правила речи

·         гигиенические правила письма;

·         ребус;

·         рифма.

 

 

 

 


 

Математическая подготовка

Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.

1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов

Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые – разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).

Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец).

 Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них».

Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.

2. Представление о количестве

·         Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений «больше», «меньше», «столько же» (не нужно вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!). Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше», «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями.

·         Усвоение последовательности слов-числительных, используемых для счёта предметов. Упражнения в счёте. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры!). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками. Например, число (количество предметов) два – цифрой 2.

3. Геометрические фигуры

Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственно- го воображения).

4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач)

5. Представления о последовательности событий (что сначала, что потом?)

В процессе формирования представлений необходимо целенаправленно формировать умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.

Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.

 

 

 

 

Материалы и пособия, необходимые для занятий:

  • рабочие тетради (в широкую клетку и узкую линейку)
  • письменные принадлежности;
  • плакаты;
  • предметные и сюжетные картинки;
  • игрушки;

 Родителям (законным представителям) детей, обучающихся в «Школе будущего первоклассника», предлагаются следующие консультации:

  • по вопросам воспитания детей в семье и подготовки их к обучению в школе с учителями начальных классов и учителем-логопедом;
  • по вопросам здоровья детей с врачами-специалистами;
  • индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка и эффективности его занятий в школе с педагогом-психологом

Сотрудничество с родителями

Семья и образовательное учреждение представляют собой два разных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  • индивидуальные консультации для родителей, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
  • участие родителей в образовательной деятельности: закрепление учебного материала дома;
  • Выпуск печатных рекомендаций: памятки  для родителей.

 

 

Литература

  1. Амосов Н. М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.
  2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1984.
  3. Венгер А. Л., Иллеш Е. Э. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического раз- вития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 4–22.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
  5. 1.Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  6.  «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г. Киров, 2011г.
  7. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

1.     Программа «Абвгдейка»

2.     Программа «Проворные пальчики»

3.     Программа «Весёлая математика»


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района РД

 

 

 

 

 

 

Программа

занятия «Абвгдейка»

                             

Пояснительная записка.

Актуальность.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети получают дополнительную информацию по развитию речи, что немаловажно для полноценного развития ребенка. Значимость программы заключается в разработке и реализации программы по стимулированию речевой грамоты у детей, индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно и бегло читать они не смогут овладеть грамотным письмом. Программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка» направлена на обучение детей чтению, с целью подготовить их к самостоятельной работе с текстом и привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. С 5-ти лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте появляется интерес к буквам. Поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению детей чтению, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Адресат программы

Программа предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет, а также для детей, отстающих в развитии (ОВЗ) и инвалидов.

Количество детей в группе до 20 человек.

Объем и срок освоения программы - 1 год – 29 часов.

Вид: общеразвивающий.

Направленность: Социально-педагогическая

Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью - 30 минут .

Формы занятий - групповая;
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
Формы организации деятельности детей на занятии: 
индивидуальная, групповая,
работа по подгруппам.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующей требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Где имеется хорошее освещение и помещение периодически проветриваться. В наличии имеется раздевалка.

 

1.2. Цели и задачи

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой.

Задачи:

обучающие задачи:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы);

- правильное произношение всех звуков родного языка;

- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука).

Развивающие задачи:

1. развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия;

2. развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

3. развитие навыков плавного слогового чтения;

4. развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные задачи:

1.формирование мотивации к обучению;

2.к сохранению своего здоровья;

3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу);

4. выработка у детей волевых качеств.

 

1.3. Планируемые результаты

Планируемые результаты.

По окончанию обучения дети должны знать и уметь:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– определять место звука в слове;

– давать характеристику звуку;

– самостоятельно составлять предложение;

– составлять рассказ с заданным количеством предложений;

– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

– давать характеристику звуку;

 – составлять рассказы по серии картин;

– находить слова с определенным звуком;

– знать пословицы, поговорки, скороговорки;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– составлять слова из слогов;

– делать звуко-буквенный анализ слов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– уметь составлять схемы слов, предложений;

– устанавливать порядок звуков в слове.

 

2.1. Календарный учебный график 

 

Тема занятия

Дата

1.       

Первичная диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа»

 

2.       

Звук и буква А

 

3.       

Звук и буква О

 

4.       

Звук и буква У

 

5.       

Звук и буква Ы

 

6.       

Звук и буква Э

 

7.       

Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ

 

8.       

Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение

 

9.       

Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

 

10.   

Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения

 

11.   

Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений

 

12.   

Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов

 

13.   

Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

 

14.   

Звук и буква Ё

 

15.   

Звук и буква И. Чтение слогов, слов

 

16.   

Закрепление пройденного материала

 

17.   

Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

 

18.   

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов, предложений.

 

19.   

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов, предложений.

 

20.   

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, предложений.

 

21.   

Звуки Б-БЗЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, предложений.

 

22.   

Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, предложений.

 

23.   

Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов

 

24.   

Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений

 

25.   

Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов

 

26.   

Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных текстов

 

27.   

Чтение слогов, слов, предложений

 

28.   

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам

 

29.   

Итоговая диагностика «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа»Хочу такой сайт

 

                     Всего: 29

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. От рождения до школы- примерная общеразвивающая программа дошкольного образования изд.испр. и доп М: мозаика-синтез. 2015

4. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

5. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М.: Школа- Пресс, 1998

6. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

7.Букварь. Н.С.Жукова 2014

8.Как научить ребенка читать. Доман Г. М: Аквариум 1998.

9.Азбука для дошкольников. Журова Л.Е.М: Вентана-Граф,2006

10.Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет Е. В. Колесникова Изд.Ювента.

11.Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Е. В. Колесникова Изд.Ювента.

 


 

 

 

 

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района РД

 

 

 

 

 

 

Программа

занятия «Проворные пальчики»

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа «Проворные пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

 

                     Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.



Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

              Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

              Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма
  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (15-17 человек) по 30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

  • беседа
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • индивидуальная корректировка действий.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • конструирование
  • игры и действия с предметами
  • лепка
  • аппликация.
 

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

                           Содержание курса

- Диагностика - 1 ч. Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики. Практика: «Самолет», штриховка.

 Пальчиковая гимнастика -2 ч.- Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук. Практика: «Рыбки», «В лес идем мы погулять», «Буратино», «Как мы поили телят», «Встреча птиц».

Оригами -10 ч.- История искусства оригами, понятия «диагональ», «сторона», «центр». Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. Практика: «Цветы любимой мамочке», «Рубашка для папы», «В зоопарке». Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная).

 Конструирование - 6 ч.- «Пластилиновый спектакль», работа с конструктором, бумагой, другим материалом.

Лепка, различная работа с пластилином - 5 ч.- Закреплять умение лепить птиц, животных, цветы, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства; украшать их налепами, и использовать стеку. Практика: «Чайный сервиз», «Топают по Африке слоны, носороги, бегемоты».

Аппликация:-5ч.-обучение вырезанию кругов из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.

Техника безопасности на каждом занятии.

Планируемые результатом работы:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.



 

Календарно - тематический план занятий.

 

тема

содержание

дата

1

Диагностика. «Самолет» - оригами, штриховка.

Складывание бумаги, различные виды штриховки. Техника безопасности.

 

2

Пальчиковая гимнастика.

«Рыбки», разминаем пальчики пластилином.

 

3

Пальчиковая гимнастика.

Как мы поили животных, кормили птичек.

 

4

Конструирование из геометрических  пазлов.

Составление животных, растений из геометрических фигур.

 

5

Конструирование по заданной теме.

Рассказ о том, где пригодятся  такие изделия в жизни.

 

6

Конструирование. Изготовление декораций для спектакля «Пластилиновый спектакль».

Лепка деталей и их сборка. Придумывание сказки.

 

7

Конструирование и аппликация их геометрических фигур.

Составление пейзажа, наклеивание его на основу. Рассказ о своем изделии.

 

8

Конструирование из изделий из оригами «Змея».

Изготовление «гадалок», их сборка в змею.

 

9

Конструирование изделия по шаблону.

Умение работать с шаблоном, сгибание картона, сборка кубика.

 

10

Лепка «Букет для мамы»

Работа с пластилином, различная техника. Подарок на 8 марта.

 

11

Лепка пасхального яйца.

Работа с пластилином, подбор рисунка на бумаге.

 

12

Лепка диких животных Африки.

Правило работы с пластилином, техника безопасности.

 

13

Лепка букв и цифр, с добавлением рисунка из макарон.

Раскатывание пластилина в колбаски, придание нужной формы.

 

14

Лепка чайного сервиза.

Лепка блюдец с орнаментом и чашек.

 

15

Оригами «Рубашка для папы».

Подарок для папы на 23 февраля.

 

16

Оригами «Волк и лиса».

Складывание из бумаги, рисование мордочек, разукрашивание. Повторить самостоятельно.

 

17

Оригами «Птица счастья».

Складывание из бумаги, расстригание, и закручивание бумаги.

 

18

Оригами «Лиса».

Складывание из бумаги, рисование мордочек, разукрашивание, склеивание.

 

19

Оригами «Котенок».

Складывание из бумаги, рисование мордочек, разукрашивание, склеивание.

 

20

Оригами «Щенок».

Складывание из бумаги, рисование мордочек, разукрашивание, склеивание.

 

21

Оригами «Кошелек».

Складывание из бумаги, рисование мордочек, разукрашивание, склеивание.

 

22

Оригами «Золотая рыбка».

Складывание из бумаги, рисование, штриховка.

 

23

Оригами «Аквариумные рыбки».

Складывание из бумаги, рисование, штриховка.

 

24

Оригами «Тюльпан».

Складывание из бумаги, рисование, штриховка.

 

25

Аппликация «Ваза из осенних листьев».

Вырезание по трафарету и наклеивание на основу, составление композиции.

 

26

Аппликация «Мой аквариум».

Вырезание по трафарету и наклеивание на основу, составление композиции добавление своих элементов.

 

27

Аппликация «Мимоза».

Работа с ватой (или мятой бумагой), наклеивание на основу, составление композиции.

 

28

Аппликация «Праздничная открытка»

Оригами «двойной треугольник, работа с клеем.

 

29

Аппликация «Грибы в лесу».

Работа с мятой бумагой, наклеивание на основу, составление композиции, добавление своих элементов.

 
   

Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельные работы,
  • беседа,
  • выставки работ,
 

Список литературы

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с.
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
  4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
  6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
  7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
  8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
  9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района РД

 

 

 

 

 

 

Программа

занятия «Весёлая математика»

                                                                         


Пояснительная записка

 

Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

 

Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6,5-7 лет:

 

1.    Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.

 

2.   Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.

 

3.     Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.

 

4.  Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.

5.  Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.

6.  Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

 

Новизна

Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»:

– предпола­гает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

 

Педагогическая целесообразность

 

Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

В Программе орга­нично аккумулированы научные разработки в области современных методик  формирования у дошкольников элементарных математических представлений и  практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

                                                    Планируемые     результаты.

 

·         Называть числа от 1 до 10;

·         формирование простейших математических представлений;

·         введение в активную речь простейших математических тер­минов;

·         формирование образного мышления;

·         развитие зрительной и слуховой памяти;

·         формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

·         определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

·         сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

·         осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

·         выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

·         создавать постройки по рисунку, чертежу;

·         делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;

·         преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

·         анализировать предметы по отдельным признакам;

·         сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

·         раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

·         решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

·         располагать предметы в заданной последовательности.

·         понимать задание и выполнять его самостоятельно;

·         проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

 

Тематическое планирование занятий « Весёлая математика ».

Тема занятий

Кол-

 

п/

 

во

 

п

 

часо

 

 

 

в

 

 

Счёт предметов. Сравнение групп предметов.

2

 

1.

 

 

 

2.

Больше, меньше. Представления об элементарных геометрических фигурах

2

 

 

 

 

 

 

 

3.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

2

 

 

 

4.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Число и цифра 1.

2

 

5.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Число

2

 

и цифра 2. Состав числа.

 

 

 

 

6.

Число и цифра 3. Состав числа.

2

 

7.

Число и цифра 4. Состав числа.

2

 

8.

Число и цифра 5. Состав числа.

2

 

9.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

2

 

10.

Число и цифра6, 7. Состав числа.

2

 

11.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

2

 

12.

Число и цифра8, 9. Состав числа.

2

 

13.

Число и цифра 10.Состав числа.

2

 

14.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не

1

 

равно).

 

 

 

 

15.

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

1

 

16.

Играем и считаем. Закрепление пройденного.

1

 

 

 

 

 

ИТОГО:

29 ч.

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1.Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

 

2. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати

– Вятка» г. Киров, 2011г.

 

3. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011г


 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».